Политика

31 Oktyabr

Эльман Рустамов: «В Азербайджане благоприятная макроэкономическая ситуация»

В Центральном банке Азербайджана (ЦБА) состоялась пресс-конференция, на которой было объявлено об очередном снижении учетной ставки на 0,25 процентных пункта.

Теперь ставка рефинансирования составила 9,75% с верхней планкой на уровне 11,75% и нижней — 7,75%. Таким образом, подстраховавшись, банк оставил весьма существенный коридор в пределах +/-2%, определив, что дальнейшее изменение самой учетной ставки будет зависеть от соответствия инфляции прогнозам.

Как и следовало ожидать, основной посыл банкам адресовал сам председатель правления Центробанка Эльман Рустамов. А закономерность этого вытекает из традиций, установившихся в мире, когда изменение столь важного макроэкономического показателя, как учетная ставка, объявляет непосредственно глава ЦБА той или иной страны. Однако в отличие от развитых государств, обладающих чутко реагирующими на любые изменения финансовыми рынками, у нас пока отдельные его сегменты не столь развиты, и потому ожидать серьезных изменений от увеличения или уменьшения ставки рефинансирования не стоит. Хотя определенную роль для регулирования рынка в виде сигнала, посланного Центробанкам основным игрокам, этот показатель все же играет.

Конечно же, основная роль ставки рефинансирования заключается в регулировании инфляции. По сути — это инструмент, благодаря которому управляющий орган страны делает деньги дешевыми или дорогими. Чем выше ставка рефинансирования, тем, соответственно дороже кредиты, которые Центробанк выдает банкам второго уровня, а, следовательно, становятся дороже и кредиты, которые те дают предпринимателям. И наоборот, чем ниже ставка, тем деньги более доступны, и банки имеют возможность тоже менять свои проценты так, чтобы кредиты стали дешевле. А далее по цепочке. Дешевые кредиты стимулируют производство, товаров на рынке становится больше, и значит растет предложение. А чем больше предложение (при неизменном спросе), тем соответственно и ниже цены на товары и инфляция. Вот почему ставку рефинансирования принято считать действенным инструментом регулирования инфляции. И вот почему еще 12 февраля 2018 года ЦБА снизил учетную ставку с 15% до 13%, а затем, 9 апреля — с 13% до 11%, с последующим уменьшением этого показателя 14 июня с 11% до 10%. И по тому, как нынешнее понижение ставки составило всего 0,25 процентных пункта, можно сделать вывод, что главный банк страны несколько переусердствовал в стремлении удержать рост цен на приемлемом уровне, что, собственно, в некотором роде признал и сам Э.Рустамов, сказав, что по итогам девяти месяцев нынешнего года инфляция в стране составила всего 2,6% и, согласно прогнозам ведомства, к концу года она достигнет всего 3—4% против прогнозируемых 6—8%.

В решении о незначительном уменьшении учетной ставки сыграли свою роль и другие макроэкономические показатели. К примеру, по словам Э.Рустамова, цены на нефть на мировых рынках находятся на приемлемом уровне — один баррель нефти в последнее время повысился в стоимости более чем на 30%, на валютном рынке наблюдается стабильность, хотя в странах — торговых партнерах Азербайджана ситуация на этих рынках продолжает сохранять некоторую напряженность. Но изменение курса национальных валют ряда стран к доллару не сказалась негативно на нашей стране. Если проанализировать торговый баланс, то во внешней торговле сформировался примерно 19%-ный профицит, что тоже следует считать положительным фактором. Так что в целом международная конъюнктура весьма приемлема.

Также и в банковском секторе наблюдается структурный профицит. Дело дошло до того, что свободные деньги у банков есть, и они хотят их разместить, что вроде бы должно было привести к снижению ставок, но риски в экономике слишком велики и не позволяют уменьшить проценты. Однако Центробанк работает над этим и постарается увеличить трансмиссионный эффект, то есть меры своего воздействия. Хотя, с другой стороны, и сохраняет некоторый нейтралитет в вопросе валютного регулирования. Так, сейчас валютные резервы банка составляют 5,537 млрд долларов и, по словам самого главы Центробанка, рост не такой уже большой. Тем более, если учесть, что 75 млн долларов из этой суммы банк получил от управления своими валютными средствами. Но при этом ЦБА свел до минимума валютные интервенции из-за самой ситуации на рынке, хотя и готов вмешаться в любой момент.

Естественно, в ходе пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов, Э.Рустамов затронул и другие аспекты деятельности банка, связанные, например, с 2019 годом. Здесь в первую очередь собравшихся, конечно же, интересовала политика регулятора в связи с возможными изменениями цен на нефть на мировых рынках. Отвечая на этот вопрос, Э.Рустамов сказал, что  в отличие от других стран в нашей нет прямой зависимости валютного курса на внутренних рынках от цен на нефть. Трансферт денег, поступающих на валютный рынок осуществляется посредством государственного бюджета Азербайджана, что приводит к тому, что не все валютные средства оседают на самом рынке. А лишь только часть. Такой механизм создает возможности буфера на случай будущих возможных рисков.

Еще один заданный журналистами вопрос касался депозитных ставок азербайджанских банков, на что Э.Рустамов ответил, что Центробанк не занимается регулированием этих показателей, поскольку согласно действующему законодательству они определяются непосредственно самими банками и их клиентами. Однако сегодня идет подготовка некоего обширного документа, который существенно расширит полномочия ЦБА во многих сферах, и тогда у регулирующего органа появятся рычаги воздействия на банки и в данном вопросе.

Рауф НАСИРОВ