15 марта в Баку прошла первая четырехсторонняя встреча глав МИД Азербайджана, Турции, Ирана и Грузии — Эльмара Мамедъярова, Мевлюта Чавушоглу, Джавада Зарифа и Михаила Джанелидзе.
На встрече было обсуждено сотрудничество на четырехсторонней основе по вопросам установления мира, укрепления стабильности и безопасности в регионе.
Кроме того, стороны затронули вопросы сотрудничества в различных сферах, таких как экономика, транспорт, энергетика, туризм и культура.
По итогам встречи была подписана Бакинская декларация.
Новый четырехсторонний формат стал темой обсуждения в ходе ежедневной общественно-политической программы телеканала СВС «Актуально сегодня», где гостями были главный редактор газеты «Бакинский рабочий» Рахман Гаджиев и экономист Фархад Амирбеков.
В ходе передачи Р.Гаджиев указал, что создание нового четырехстороннего формата происходит естественным образом.
«Здесь нет какого-то искусственного давления или же искусственно создаваемой структуры, жизнеспособность которой была бы под большим вопросом. В первую очередь потому, что новый формат ни в коем случае не исключает предыдущие другие форматы, наоборот, их дополняет. Потому что в центре, как с точки зрения географии, так и с точки зрения инициативы, находится Азербайджан».
Р.Гаджиев привел слова Президента Азербайджана Ильхама Алиева, указавшего в ходе своего выступления на VI Глобальном Бакинском форуме, что АР всеми силами пытается способствовать региональному сотрудничеству.
«Естественно, что такой большой, как в экономическом, так и географическом плане, сосед как Иран не может выпадать из этой структуры и конфигурации. Его подключение в том или ином формате должно было случиться, и оно произошло, когда началась работа по созданию коридора Север — Юг», — сказал он.
По словам Р.Гаджиева, подключение Ирана к этому формату очень сильно озаботило Армению. «Потому что у армян тоже были свои соображения по поводу создания магистрали по территории Армении, но Азербайджан их опередил», — сказал он.
Р.Гаджиев также отметил, что три участника четырехстороннего формата — Азербайджан, Турция и Грузия — уже переплетены между собой кровеносной системой — нефтяными трубопроводами, железной дорогой.
«Тут можно сказать и об автомобильных дорогах, соединяющих три страны, Азербайджан, Грузию и Турцию уже сегодня связывают хорошие автомобильные дороги. Так что четырехсторонний формат еще больше создаст эффект синергии ко всем имеющимся форматам», — отметил он.
Рахман Гаджиев также совершил небольшой экскурс в историю, напомнив телезрителям о том, что если сто лет назад центром политики на Южном Кавказе был Тбилиси (Тифлис), то сегодня эту роль, бесспорно, играет Баку.
«Если мы вернемся на столетие назад, в 1918 год, то даже беглый экскурс в историю покажет нам, что в то время центром и политической, и в какой-то степени, геополитической мысли региона был Тбилиси. Там принимались основные решение о судьбе нашего региона, провозглашалась независимость Азербайджанской Демократической Республики, там базировалось первое правительство нашей страны. Но сегодня центром политики Южного Кавказа является уже не Тбилиси, а Баку. И, как подчеркнул глава государства, наша страна естественным образом играет роль платформы между Востоком и Западом, между Севером и Югом. Мы заинтересованы в том, чтобы вышеназванный формат расширялся, чтобы как можно больше сторон к нему присоединялось, потому что исключительно в сотрудничестве я вижу будущее нашего региона. Других вариантов просто нет», — подчеркнул Р.Гаджиев.
Он отметил, что в Ереване, кажется, очень плохо знают свою историю.
«Если армяне просто обратятся к своей истории, то вспомнят, что в 1918 году, когда произошла война между Арменией и Грузией, длившаяся несколько месяцев, грузины заблокировали единственную дорогу из Армении в Россию через Батум. И тогда, если верить историку Роберту Суни, «Армения превратилась в страну смерти». И до 20% населения Армении умерли от голода в результате блокады.
Азербайджан недвусмысленно, открытым текстом много раз заявлял, что Армения будет заблокирована от всех региональных проектов. Естественно, никто не желает армянам смерти, но, тем не менее, потери в экономическом плане в Армении колоссальны. И если в 1918 году сотни тысяч человек умерли от голода, то сейчас, через 100 лет, армяне голосуют ногами, покидая свою страну. Армения все также теряет своих граждан. И этот интересный, неожиданный крюк Юг — Запад это еще один способ отрезать Армению от региональных проектов, этот полумесяц вырезает Армению из контекста взаимоотношений региона.
И что самое поразительное, даже естественные союзники Армении — Россия и США — не могут противиться этому процессу, так как это естественное развитие событий. Вот выступает армянская сторона, кажется, устами министра транспорта и говорит о необходимости поиска инвестора для проекта Север — Юг. А в это время Азербайджан сам дает кредит Ирану. Тут идет игра на опережение.
Мне кажется, что в Армении не осознают серьезность ситуации и не извлекают уроков из истории», — подчеркнул Рахман Гаджиев.
Фархад Амирбеков в свою очередь указал, что Азербайджан находится в рамках реализации двух логистических проектов — Восток — Запад и Север — Юг.
«Азербайджан естественным образом оказался в буквальном смысле на перекрестке этих двух логистических магистралей. Страны, которые подписали Бакинскую декларацию, оказываются на одном из маршрутов, который описывается формулой Юг — Запад. Это Иран, Азербайджан, Грузия и Турция. Поэтому естественно, что эти страны из четырех возможных других вариантов приоритетом для себя видят именно этот маршрут», — сказал он, отметив, что при любом сочетании Азербайджан будет извлекать свою экономическую и политическую выгоду.